Вы здесь

Руководство по трудоустройству для студентов ИГХТУ

Опубликовано ср, 29/10/2014 - 15:01 пользователем admin

Уважаемые студенты и выпускники, надеемся, что, прочитав это руководство, у вас будет более чёткое представление о том, что же делать после окончания университета, как найти работу, как реализовать себя в послевузовской жизни. Для этого  вам уже на первых курсах необходимо строить свою карьеру, и это касается не только полученных знаний. Это означает, что необходимо активно изучать как сам предмет обучения, так и стараться, как можно больше времени уделять практической профессиональной подготовке.

Известно, что сегодня молодые специалисты, выходящие на рынок труда, неизбежно сталкиваются с различными сложностями.

Реальная ситуация в трудоустройстве такова, что выпускнику мало иметь отличные оценки по предметам, необходимо иметь также  небольшой опыт работы, а иногда, решающими факторами при принятии решения о приеме на работу могут оказаться и организаторские способности. Многие работодатели сегодня отмечают недостаточность или отсутствие профессионального опыта у молодых специалистов в сочетании с завышенными требованиями к условиям и оплате труда. Отсутствие первоначального трудового опыта, показывает слабую готовность решать конкретные практические задачи на производстве и брать на себя ответственность за принятые решения.

Как решить проблему занятости и получения первичного опыта работы?

Существует несколько путей решения этого вопроса.

Первый — это самостоятельный поиск работы в свободное от учёбы время. Для этого необходимо в общении с друзьями, знакомыми и родственниками интересоваться: а не требуется ли где студенты для подработки?

Второй -  можно обратиться в РЦСТВ (ул. Арсения, 25), на базе которого работает Студенческая биржа труда ОГУ ЦЗН г. Иваново. Она имеет банк данных работодателей, нуждающихся во временных работниках  различных сфер производства и обслуживания г. Иваново. Студенты, выбравшие  модель поведения: одновременно учиться и работать -  знают, что им никто ничего не должен,  стараются добиваться всего самостоятельно. Это помогает им получить не только определённый опыт работы, но и возможность легче ориентироваться на рынке труда.

Третий – обязательно, во время практики на 3-4-5 курсах пойти или поехать на предприятия, где возможно не только собрать материал для курсовой или дипломной работы, но можно  немного и поработать. А если  за три года побывать на различных предприятиях отрасли, проанализировав все «за» и «против», можно с успехом выбрать себе место дальнейшей работы.

  Нужно сказать, что во всех вышеуказанных случаях положительный результат равен вашей инициативе. Чем больше вы уважаете себя, большего хотите добиться, стараетесь сделать это, тем больше и получите. Инициатива и общение всегда приветствуется! Компании всегда заинтересованы в   активных  молодых людях!

Что ещё делает наш университет для студентов и выпускников по трудоустройству в течение учебного года?

   Знаете ли вы, что в ИГХТУ существует вузовская служба трудоустройства выпускников – Региональный центр содействия трудоустройству выпускников  - РЦСТВ  (ул. Арсения, 25, job.isuct.ru). Эта служба выступает в качестве посредника между работодателями и вами, будущими молодыми специалистами, реализовывая собственные программы содействия трудоустройству студентов.

  В течение года РЦСТВ организует Дни компаний. Что это и почему необходимо присутствовать на них? Начиная с сентября и заканчивая  июлем в университет приезжают представители различных предприятий России. Нет, мы не ошибаемся, именно, России, а не Центрального региона. Это представители предприятий Южных регионов – Ставрополья и Краснодарского края,  Поволжья –   Астрахани, Ростова-на-Дону, Саратова и др., конечно,   Центрального региона:  Подмосковья и соседних с Ивановской  областей, а также почти северных – Новгородской, Вологодской, Архангельской и др. Приезжают также, представители предприятий Удмуртии, Башкортостана, Коми и т.д.  

  И так, во время Дня компании организуется встреча представителей кадровой службы предприятия со студентами и выпускниками специальностей, в которых нуждается производство. Как правило, проходит презентация – фильм,  комментарии, затем представители приглашают молодых специалистов к себе на работу: рассказывают о вакансиях, должностных обязанностях, зарплате, бытовых условиях, карьерном росте и т.д.  Соответственно, студенты могут задать всевозможные вопросы, что-то обсудить, договориться о практике, поговорить о личных проблемах, касающихся трудоустройства.

   Если вы собираетесь работать по специальности и готовы сменить место жительства  - посещение Дней компаний  обязательно. Это даст возможность лучше узнать предприятие, познакомиться с представителями, решить организационные вопросы, и как результат – выбрать то, что вам всех больше подходит.

   Далее, в октябре-ноябре  для студентов 4-5 курсов проходят семинары по подготовке к трудоустройству. Их проводят специалисты Ивановского центра занятости населения. На семинарах можно узнать оценку состояния и прогноза развития рынка труда Иванова и области, получить представление о требованиях к написанию резюме, о правилах поведения на собеседовании. Семинары проводятся в учебное время, посещение, также обязательно, т.к. многие студенты, не имеющие опыта работы к старшим курсам, соответственно, не имеют и представления о механизмах нынешнего трудоустройства.

  Зимой у 5-тикурсников, а весной у студентов 4-го курса проходит производственная, технологическая практика. Отнеситесь к выбору места практики  ответственно. Ведь выбранное вами предприятие для прохождения практики может стать местом дальнейшей работы и карьеры, а город – местом жизни! Некоторые студенты, внимательно относящиеся к своему «завтра», не ждут куда их «пошлют», а сами находят себе места практики, благо это сейчас возможно – необходимо посидеть в Интернете, «походить»  по сайтам предприятий отрасли, договориться и заручиться письмом-приглашением.

   Весной же, обычно в конце марта, проходит основное мероприятие по трудоустройству выпускников – «Ярмарка вакансий». Для участия в ней  приезжают представители кадровых служб, и даже руководители крупных и средних предприятий химической и смежных с ней отраслей промышленности. В течение 4-х дней, пока идёт Ярмарка и представители предприятий проводят презентации, заключают договоры о сотрудничестве с вузом, встречаются со студентами и выпускниками, можно решить свою дальнейшую судьбу, выбрать наиболее подходящее производство, вручить своё резюме (для того, чтобы о тебе не забывали), обговорить все «за» и «против» «с глазу на глаз» с работодателем. Участие в Ярмарке вакансий для выпускников и студентов 4 курсов – обязательно, для студентов 1-3 курсов – желательно, т.к. необходимо знать рынок труда химической промышленности, а также требования работодателей к молодым специалистам, да и вообще опыт трудоустройства необходимо нарабатывать со дня определения своей специальности, чтобы потом легче ориентироваться в поиске работы.

Правила эффективного посещения Ярмарки вакансий:

- узнав из объявлений на всех информационных стендах университета о датах  Ярмарки, поинтересуйтесь программой проведения мероприятия на сайте РЦСТВ и стенде у ректората

- подготовьте резюме! Помните, что существует такое понятие как кадровый резерв. Раздайте свои резюме представителям кадровых служб работодателей. Если у Вас нет резюме, спросите, можно ли заполнить анкету,  у многих работодателей они есть.

- задайте интересующие Вас вопросы специалистам по подбору персонала. Это поможет Вам подготовиться к собеседованию.

- узнайте о требованиях, которые работодатели предъявляют к молодым специалистам. Подумайте, насколько Вы им соответствуете.

- обратите внимание на крупные компании. Постарайтесь узнать о них как можно больше. Посетите презентации компаний и мастер-классы. Они помогут Вам больше узнать о компании, ее корпоративной культуре. Эта информация не только пригодится на собеседовании, но и поможет определиться с выбором.

- будьте активны, вежливы и доброжелательны. Не теряйте времени даром. Постарайтесь получить максимум информации.

- помните, успех зависит от Вашего настроя и Ваших действий.

Все перечисленные выше инструкции, как, надеемся, вы поняли, в значительной степени способствуют налаживанию контактов выпускников с работодателями.

Как ещё помогает РЦСТВ в выборе работы выпускникам и студентам?

Выше мы рассказали о мероприятиях, организуемых вузовской службой трудоустройства выпускников – РЦСТВ. Кроме этого, деятельность РЦСТВ включает в себя  следующие формы работы:

-   ведение базы данных вакансий работодателей: все заявки предприятий на молодых специалистов ИГХТУ поступают в РЦСТВ. Здесь можно посмотреть папку с заявками, задать вопросы, получить телефоны и электронную почту кадровой службы предприятия. Также можно посмотреть корпоративные газеты, посмотреть фильмы-презентации.

- оказание помощи соискателям в консультировании  по вопросам трудоустройства,  составления резюме и т.д.

Что необходимо сделать студенту для того, чтобы его пригласили на работу в компанию?

   Когда объявляется конкурс на любую позицию, работодателю приходит большое количество резюме, из них выбираются самые лучшие. Даже если Вы являетесь эксклюзивным специалистом в какой-либо области, но не смогли этого достаточно четко отразить в резюме или оформили его на скорую руку, увы, шансы получить приглашение на собеседование очень малы.

   Значит, прежде всего, необходимо составить грамотное резюме, в котором подробно осветить все вопросы, связанные с трудовой деятельностью. Рассказывая о об этом, необходимо не просто указать период работы, а подробно описать характер работы, должностные обязанности, полученную информацию и опыт. Нет необходимости приукрашивать резюме или описывать те работы, к которым вы не имели отношения — на собеседовании все «подводные камни» откроются, и может возникнуть неприятная ситуация. Подготовленное резюме можно направить  в  компании, у которых имеется или же может иметься потребность в специалистах данного направления,  самим или через РЦСТВ.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО РЕЗЮМЕ?

Хорошее резюме одно из самых эффективных средств поиска работы.

Запомните три ключевых момента:

  1. У вас единственный шанс преуспеть с помощью резюме в тот момент, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут. Если внимание привлечь не удалось - значит, резюме не сработало.
  2. Информацию для резюме следует отбирать, исходя из его цели. Значит, в резюме стоит включать  именно ту информацию, которая важна для вакансии, на которую вы претендуете. Т.е. необходимо  перечислить те конкретные навыки и знания в данной области, которые вы получили в процессе учёбы, практики или научной деятельности.
  3. Предполагаемый результат составления резюме - добиться, чтобы читающий (работодатель) захотел встретиться с вами лично.

О ЧЕМ НАПИСАТЬ В РЕЗЮМЕ?

Резюме состоит из следующих блоков:

  1. Личные данные: ваши фамилия, имя и отчество, год рождения, домашний адрес, номер телефона домашнего  (включая код города), мобильного, e-mail.
  2. Цель (не обязательно, но желательно): указать должность, на которую вы претендуете. Если не знаете точно, что вам могут предложить, то можно указать – «получение должности по специальности».
  3. Образование: годы обучения, полностью название вуза, факультета и кафедры. Квалификация, специальность, средний балл диплома (если выше 4). Можно указать темы дипломной и курсовых работ, если они действительно могут быть интересны для работодателя,      дополнительное образование (если есть).
  4. Трудовой опыт: в  хронологическом порядке (сначала указывается последнее место работы). Эта часть - основная. Если нет трудового опыта, то укажите место практики 3-4-5 курсов. Год, полное и правильное наименование предприятия, и кратко опишите должностные обязанности и производственные достижения, навыки, изученный материал. То есть, опыт, полученный в результате практики. Вы должны показать, что умеете работать и добиваться результатов. Особенно выделите опыт, значимый для вакансии, которую хотите получить. Один из способов увеличить свой рабочий опыт (по крайней мере, в восприятии работодателя) — это разбить описание работы на фрагменты и детально их разъяснить.
  5. При описании Ваших достижений используйте глаголы действия, такие как изучил, освоил, овладел, исследовал, проанализировал и др.
  6. Дополнительная информация: владение иностранными языками и компьютером (перечислить изученные программы), наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т.п. Хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой. Можно сообщить о спортивных достижениях,  наградах, научной деятельности, участии в конференциях.
  7. Указание на возможность предоставления рекомендаций, если вы заслуживаете их. Если Вы на хорошем счету на выпускающей Вас кафедре, то можете указать в качестве рекомендателя преподавателя (преподавателей) этой кафедры (конечно, предварительно согласовав с ними этот вопрос). В этом случае уместно указать ФИО, должность, научные звания рекомендателя и координаты для связи с ним. Если Вы указали подобную информацию в резюме, заранее побеспокойтесь о рекомендательном письме. Можно, также, взять рекомендации с места практики (от наставника, руководителя практикой на предприятии). Помните, что всегда нужно стремиться к лучшему, и всегда легче жить будучи хорошим, чем плохим. Думайте об этом с первого курса!  

Основные требования к стилю написания резюме:

  • краткость: 1 страница
  • конкретность
  • активность 
  • честность
  • избегайте использовать местоимение я
  • четко выделите необходимые заголовки, для того, чтобы работодателю можно было легко ориентироваться в вашем резюме
  • будьте уверены, что вы сможете подтвердить всю информацию, которая включена в резюме.